Вагиф Абилов (object) wrote,
Вагиф Абилов
object

Categories:

Для Сергея Худиева

Сергей Худиев попросил меня прокомментировать сказанную мной в треде о гомосексуальных браках фразу «Я свою веру не упаковываю в утвержденные свыше циркуляры». Я медлил с ответом, поскольку затруднялся с подбором нужных слов (думаю, что проблема не столько в сложности моих чувств, сколько в несложности моих способностей их выражения). Когда же взялся, получилось довольно длинно, так что не уместилось в комментарий дозволенной длины в треде у Сергея. Помещаю поэтому свой ответ у себя в дневнике, а заодно убираю под кат, поскольку мысли все довольно банальные и высказанные до меня и лучше меня.


Видимо, для начала следует объяснить, почему для меня сложно принять христианские обряды в том виде, в котором они предписываются Церковью, тем более что спор начался с этого. В общем-то все основное сказано до меня Толстым в статье «В чем моя вера?». Отмечу еще довольно известную статью Василия Экземплярского «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых». Ну а поскольку закрыться ссылкой на великого писателя – слишком легко и нескромно, то отмечу, что для меня наиболее существенно.

1. Толстой пишет «Я не толковать хочу учение Христа, а только одного хотел бы: запретить толковать его». Как говорится, ППКС. На мой взгляд, наиболее существенный вред христианству приносит не безбожие, а именно самоуверенное его толкование. На любое сомнение, любую попытку разобраться следует не терпящий возражений ответ, причем нередко – лицемерный, демагогический, навязывающий сиюминутную правоту.
2. В продолжении этого же. Толстой очень верно поднимает проблему перевода на примере слов «злословить», «осуждать». Здесь ведь не только в переводе с одного языка на другой проблема. Самая главная трудность – в переводе с языка чувств на язык слов. Никто ведь не оспаривает, что чувства возлюбленных не поддаются описанию, никто не отказывает им в силе этих чувств на том основании, что они не прочли письменные рекомендации о том, как следует друг друга любить. Почему же мы так уверены в том, что нести в себе настоящую веру невозможно без соблюдения письменных предписаний?

3. Экземплярский пишет: «Высоко поднимаются храмы христианские и много их по лицу земли, — этих символов того, что победил Галилеянин. Но вне стен этих храмов жизнь течет по своим законам, глубоко враждебным тому, что возвещается в Евангелии, и приносятся непрестанные жертвы богам иным. И усыпляется совесть этим мнимо-христианским бытом, и сладко сознание, что можно считать себя последователем Христа, сделав его крест украшением своей жизни, но не нося на себе тяжести этого креста.» В этой фразе, пожалуй, заключается наиболее существенная для меня сложность следования христианским обрядам. Не только простые христиане, а сами священнослужители демонстрируют отвратительные примеры лицемерия и фарисейства. И ладно бы разводили руками и каялись потом – нет, будут упираться до конца. Освящать боеголовки – богоугодно, радоваться смерти врагов – богоугодно, приговаривать к смертной казни – богоугодно. Все, что хочется – все богоугодно. А уж строчку в Библии мы соответствующую найдем. Точно так же превращают Библию в орудие против всего, что неприятно. Устроят травлю безобидных гомосексуалистов, а сами при этом будут и пьянствовать, и воровать, и злословить.

4. Христос был уязвим и беззащитен. Его именем же погублены миллионы людей. Точно так же сегодня стараниями исламских демагогов и тоже во имя божественных целей совершаются преступления против невинных и беззащитных. На протяжении всей истории человечества превращение индивидуальной веры в коллективную было сопряжено со страшными трагедиями. Любая вера неизменно привлекает авантюристов-толкователей, которые делают ее орудием собственных извращенных желаний.

Не исключаю, что окажись я длительное время в обществе честного и готового к таким вопросам христианина, ему удалось бы что-то в моем мнении изменить. До сегодняшнего же дня мне доводилось встречаться либо с христианами, от таких тем уходящими, либо – что еще хуже – переходящими на демагогию и забалтывание.

Вы задаете еще вопросы о моей вере. «В чем она состоит? На какие источники опирается? Чем наличие такой веры отличается от ее отсутствия?» Мне нелегко дать словами определение моей веры, я лишь попытаюсь сказать о том, что для меня является важным.

1. Я не считаю себя атеистом.
2. Из всех религий по своему духу и заветам для меня ближе всего христианство.
3. Я не в состоянии объянить происходящее вокруг исключительно божьим промыслом, поэтому не так далеки от истины те, кто в комментариях у вас сравнил мою позицию с деизмом. Хотя я не считаю, что Бог, создав мир, не принимает в нем дальнейшего участия. Если вы смотрели фильм Ларса фон Триера «Рассекая волны», то должны помнить разговоры Бесс с Богом. Когда она спрашивает Бога, почему же он оставил ее так надолго, а он в ответ ей отвечает, что у него много других дел и он не может так часто заниматься ей одной. Это в какой-то мере соответствует моему представлению о Боге – добрый, всемогущий, но страшно занятой.
4. Я осознаю, что в основе моей веры лежит элемент слабости – меня направляет осознание высшей силы, способной наказать или вознаградить меня за мое поведение. Но я надеюсь, что мной движет не только такая корысть, а еще и наличие представлений о хорошем и плохом. Хотя здесь еще надо разбираться, что первично.
5. Ну и самый важный ваш вопрос: «Чем наличие такой веры отличается от ее отсутствия?» Собственно ответ на него дан в предыдущем пункте. Надежда на то, что есть кто-то там, кому не все по барабану :-)

Позволю в заключение вернуться к тому эпизоду с гомосексуальным венчанием. Протянуть руку помощи этим двум женщинам - мне кажется, в этом сам дух учения Христа. Это особенно важно, пока в обществе многие отторгают таких людей. Если им не хватает доброго отношения в повседневной жизни, значит пример такой доброты должна подать Церковь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →