Top.Mail.Ru
? ?

Журнал от Объекта

Previous Entry Share Flag Next Entry
Куда это все девается?
Default
object
"Вы заметили, что самые большие и горячие дискуссии в ЖЖ вызывают посты на бытовую тему? Обратите внимание. Как парковать машину. Можно или нельзя есть на детской площадке хот-дог. Как общаться с постетителями и персоналом кафе. Такие проблемы людей волнуют. Не политика, экономика, культура или что-то там ещё. Нет, дискуссионными являются вопросы класть ноги на стол или не нужно. Здороваться при встрече или нет. Вот настоящая ПРОБЛЕМА."

Меня уже много лет волнует аспект проблемы, о которой пишет Роман Романов, связанный со школьным образованием. Вот уже на втором ребенке, проходящем через норвежскую школу, мы наблюдаем разницу в количестве знаний, которыми норвежская (да и в вообще европейская, там то же самое) и российская общеобразовательные системы начиняют своих детей. В высшей школе эта разница хоть и во многом компенсируется, но все равно среднестатистическому гражданину западноевропейской страны полагается знать куда меньше юноши или девушки, прошедшей через российскую школу. И это не только статистическая отчетность - начните расспрашивать российского и западноевропейского подростка, и вы быстро убедитесь, насколько больше россиянин постиг. Особенно по математике.

Странность ситуации усугубляется еще и тем, что если взять, например, скандинавский подростков, то именно они в первых классах демонстрируют пример невежливости. Маленькие одноклассники наших детей не только не здоровались с нами на улице - они могли прийти к нам в дом и пройти мимо нас, родителей своих друзей, не повернув голову в нашу сторону.

А вот дальше происходит какая-то метаморфоза. Годам к пятнадцати эти хамоватые подростки вдруг осознают, что повстречавшись на улице глазами с незнакомым человеком, надо бы ему улыбнуться, что в присутствии негра надо избегать в разговоре выражений, намекающих на цвет кожи, и что никого нельзя убивать. Ни за что. Читая же русский ЖЖ, то и дело натыкаешься на признания выпускников МГУ и других престижных вузов, что все беды России - от интеллигенции и что запрет на ковровые бомбардировки при разрешении экономических противоречий - одна из самых гнуснейших форм политкорректности, за которую, как известно, убивать надо даже детей.

Я все же до конца не понимаю, как образуется эта гремучая смесь.



Вы хороший и добрый человек.

А что стоит за утверждением, что российское среднее образование (особенно математическое) лучше европейского?
Я думаю личное мнение не является хорошим оценьшиком
тут все мы обучались в математических, физических классах и школах, и сравнивать с нами среднего европейца смысла нет
Вспомните о простых средних школах, особенно "в глубинке"
Я помню, что в рейтингах среднего образования в 90ые и 2000ые годы (не доводилось видеть советской статистики) Россия прочно занимает одно из последних мест, наряду с Португалией, Италией, Албанией
Средний российский школьник не был способен решить совсем простых матзадач


Я имею в виду школьников, справляющихся со школьной программой. Мы наших детей возим раз в неделю в школу при посольстве РФ, где с ними дополнительно занимаются русским-литературой, математикой и историей. Ну если русский история - это для компенсации того, что им в принципе не могут дать в Норвегии, то разрыв в математике виден. Очень большой, особенно в начальных классах. Химию-физику тоже так не учат, как в российской школе, до определенного возраста это идет одним предметом.

Помню интервью с актрисей Еленой Сафоновой, прожившей несколько лет во Франции. Те же заботы у нее были - что ее Ваню чему-то научили.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
Мне кажется, что ключевое слово тут - свобода. Как ценность. Не совпадающая с "волей" убить кого хочется. Этой ценности в России практически никогда не было. Хотя она иногда и формулировалась. В Вашей Скандинавии она была всегда, на прочем Западе - в разных странах в разной степени давно, но давно. Тогда её не надо формулировать и ей не надо специально обучать, она разлита в воздухе.
Для русского (много какого) "свобода" - это свобода НЕ улыбнуться и НЕ сказать спасибо. Для скандинавского подростка, скорее всего, ясно, что если этого не сделать, то и сам, и тот, кому не улыбнулся, будет менее свободен. А тот, кого убьёшь, уж и вовсе не будет.

Я отдаю себе отчёт в том, что это может показаться притянутым за уши. Тем не менее корреляция мне кажется несомненной. С политическими же взглядами корреляции нет.

С политическими взглядами действительно нет корреляции. Я тоже задумываюсь, что дело может быть в отношении к ученику как к личности. Причем вначале это озадачивает, даже раздражает. "Эти сопляки чуть ли не сами решают, что и как они будут учить!" Но все равно озадачивает и другое - возможность сочетания в мгушных выпускниках накопленных знаний с брезгливостью по отношению к интеллигенции.

(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
Знаете, я по математике проходил достаточно много, вплоть до логарифмов и дифференциального исчисления, но после восьми лет помню только формулы сокращенного умножения. Про всяких там Ферма, Фибоначчи, Лобачевского и Колмогорова я кое-что знаю, но эти знания целиком лежат в области филологии. Так что я бы не рискнул сказать, что знаю в математике больше, чем норвежцы.

Математика - лишь частность, но в принципе в России многие родители уделяют большое внимание образованию и цели ставят высокие.

Один из моих френдов написал об этом так: западноевропейская цивилизация, хоть и провозглашает себя светской, но по глубинной своей этической сути глубоко христианская, результат двух христианских тысячелетий. Российская же цивилизация, хоть и провозглашает себя православной, по сути во многом языческая, воспринявшая христианский категорический императив только внешне, поверхностно.

А разница между малышами и 15-летними подростками, видимо, в том, что количество обучения и воспитания перешло в качество.

При этом я совсем не склонна относить результаты западного воспитания к пресловутой пропаганде политкорректуры.
Милосердие, вежливость и воспитанность куда как древнее, чем все эти новомодные левые теории.

И все же политкорректность связана с милосердием, хоть и моложе. С трудом представляю себе милосердного человека, говорящие обидные слова другому с осознанием того, что они его обижают.

А это, Вагиф, называется "инкультурация". До которой все дети одинаковые, и человеками, в общем, еще не являются. Здесь [пока воспроизводится] совковость, там [во многих вдалбливается избыточная] толерантность, что в Палестине - вообще страшно сказать.

Палестинский физик-ядерщик - капец планете? :-)

Импринтинг.
Человек, хотя бы лишь раз услышавший в детстве призыв "отрезать половину жопы", уже никогда не станет европейцем.
Надеюсь, Вы понимаете, что это относится ко всем здесь присутствующим...

Вы будете очень смеяться, но я впервые слышу про "отрезать половину жопы". При всей своей недостаточной европейскости.
Буду благодарна, если Вы объясните, что это за призыв такой. Серьезно.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Это очень точно, но, к сожалению, непереводимо на обычный язык.

Недавно ломали копья в разговоре на эту же тему (образование). Как бы мы все считаем/видим, что российское(советское) школьное образование лучше, дети знают больше и т.д. Приводим конкретные примеры, сравниваем и соглашаемся. И не только последние годы, а, пожалуй, десятилетия. Удивительный консенсус. В процессе спора, выдвинул неоригинальную мысль - с таким базисом, причём не одного поколения, обязательно должны быть видны качественные результаты (отличия в лучшую сторону) во многих областях. А оказывается, что их нет. Почему? Обсудили. Не поняли. Есть три непротиворечаших направления. Первое - нам только кажется, что лучше потому что более знакомое/привычное/родное, второе - оно может и лучше в чём-то, да только это лучше никому на фиг не надо (а может и мешает даже), третье высказано выше у annutka - лучше только у очень узкой прослойки, а у основной массы хуже. Ну или на выбор ещё четвёртый вариант - неведомые чёрные силы мешают этому ЛУЧШЕ проявиться :)

Последний вариант становится все более популярен в России. При этом, что за силы - по-прежнему неведомо, но что они черные - известно доподлинно. Вплоть до цвета жопы...

Всё просто, Вагиф.
Объём знаний, получаемых в начальной школе не влияет на личностные характеристики. С насыщенными советскими школьными программами учителям просто некогда было следить за бихейвиористической составляющей своих подопечных. Да и вообще вся система образования была построена так, чтобы плодить "образованцев" - начинённых бесполезными, оторванными от реальности зананиями людей. Это я про тех, кто учился, а не бычки около школы собирал. Таких всё же было меньшинство.
Маленький человек, которому в голову родительским ремнём и учительской линейкой вбили тригонометрию и дифисчисление, но не объяснил, что нельзя писать на стенах подъездов и курить на переменах. Конечно, выволочки за курение ничего дать не могут - вскоре у человека появляется стойкий иммунитет к выволочкам, он начинает хитрить, а потом и вовсе кладёт на это дело, воспринимая как данность.
Я по себе помню - когда завучиха отчитывала меня за курение во время дежурства в классе (да, я обнаглел до такой степени), я стоял и думал - а кто эта жаба ваще такая, чтобы мне - МНЕ - указывать, где мне курить, а где - не курить. Притом что я отчётливо понимал, что за курение на улице после школы мне никто слова не скажет.
Я считаю, что школа должна не сколько знания вбивать, сколько готовить людей к взаимодействию с миром. Понятно, что законы физики надо знать. Но при этом людям надо объяснять, как они работают на практике. Объяснять наглядно и интересно, а не скармливать как тюрю, формулу за формулой, теорему за теоремой, "Войну и Мир" за "Идиотом".
Поэтому европейское и американское начальное образование - более правильное, хоть и даёт меньше знаний. Не беда, кому надо - в колледже добирут, а водителю автобуса вовсе необязательно знать бином Ньютона - больше того, вредно, так как вызывает когнитивный диссонанс между текущим положением и количеством усвоенной информации.

помимо школы
посмотрела сайты российских детских магазинов

такого количества развивающих (как компьютерных, так и нормальных) игр, обучающих калькуляторов, детских микроскопов и телескопов, детских наборов "юный химик", "юный радиоконструктор"какое я сейчас легко могу купить
не было ни в советское время, ни в современной россии

Я не очень понимаю, про что вопрос?

Мне казалось, что норвежская школа вполне сознательноьзанимается социализацией (включая очень специфическую - воспитание толерантности). Российская школа этим не занимается вообще, мы считаем огромной победой, если здравомыслящей начальнице Гороно удаетсся заблокировать уроки на тему "чеченцы на Уразу-Байрам пьют кровь православных младенцев".

Ну а так наызваемые элитные вузы - это просто партшкола, суда по программкам семинаров Вышки (ГУ-ВШЭ), которые тут выкладывались - про "национализм любви" и прочее подобное.

Как преподавание математики можеит заменить планомерную социализацию и воспитание толерантности?

А как получается, что, отъехав от Мск. на 20 км., обнаруживаешь вокруг грязь и серость? Да и выезжать не надо - в любом городе, если курс отклонился от местной Тверской, мусор, окурки, битые бутылки и т.д. - обычное явление? Почему не получается делать хотя бы внешне красиво?

P.S. Риторика...

Прочитал внимательно весь диалог,тема интересная, и даже не в плане последнеих двух абзацев поста, а в плане вот этого перехода от первоначальной "агрессивности" к нормальности. Правильно написали таки нет и грегори 777: речь идёт о том, что социализации в полной мере не происходит в школе, не занимаются этим с интсрументальных позиций, рассчитывают на то, что она станет естественным результатом процесса обучения. А это не происходит. Я некоторым образом интересуюсь этой проблемой - речь идёт, в том числе и о сивик едукейшн, о "гражданском образовании"

Вагиф, ты же понимаешь, что дикий человек с большими познаниями в математике, физике и не дай б-г в квантовой механике очень опасен.
А метаморфоза европейцев от того, что годам к 15 дети начинают осознавать тот уклад жизни, который видят в семье и в обществе. И стараются соответствовать ему. Ну, это мое предположение.

А насчет образования позволю не согласиться. Мои однокласники врядли смогут сейчас решить уравнение с логорифмом, хотя бодро решали их в 9м классе. и непонятно, зачем им это было тогда нужно. лучше бы учились библиотекой пользоваться

Российское образование все равно довольно сильное. В среднем (если учиться, конечно) - посильнее европейского будет. Возникает лишь вопрос, нужно ли это? Не лучше ли чтобы дети эти усилия на что-то другое применяли.