Вчера, когда возвращались из Вены, временно оказались в группе пассажиров без мест, поскольку места в экономклассе были проданы с избытком. Меня раньше занимал вопрос, как такое возможно (не происходят же подобные сбои с банковскими транзакциями, приводя к несхождению баланса), пока в прошлом году на TechEd'е Клеменс Вастерс на рассказал о своем опыте работы с матобеспечением для авиакомпаний, объяснив, что делается это сознательно и в строгом соответствии со статистическими формулами.
На каждый рейс кто-то да не приходит. Если рейс отправляется рано утром, не приходят больше. Если на рейс должны успеть транзитные пассажиры, то шансы на то, что рейс улетит незаполненным, тоже возрастают. Зная статистику неявки на рейс, авиакомпании продают на него больше билетов. Если же явка оказывается непредвиденно высокой, в запасе у авиакомпании обычно имеются места бизнес-класса, которые редко бывают полностью распроданными. Ну а если и это не спасает, пассажирам начинают делать предложения, от которых не все из них способны отказаться. Коллеге моей жены, например, как-то заплатили примерно 600 долларов с предоставлением места в гостинице за то, чтобы он задержался с вылетом на день.
Вчера мест хватило всем (нас таких было около десяти). Посадили нас классом выше, из-за чего покормили бесплатно - в SAS'е нынче режим экономии и на многих рейсах пассажиры экономкласса должны оплачивать свой обед на борту. Мой часто летающий друг по этому поводу делился своим опытом: регистрироваться на заполненные рейсы надо как можно более поздно, чтобы у них кончились места в экономклассе и посадили в бизнес. Но не настолько поздно, чтобы не улететь.
А коллега по работе рассказывал, что ему довелось летать в Штатах авиакомпанией, которая на своем сайте гордо извещает, что они не практикуют перебронирование билетов на свои рейсы и в подтверждении своих слов сообщает пассажиру место в самолете уже при покупке билета, а не во время регистрации.
приходит представитель этой сраной авиакомпании S7 аирлайнс, и говорит - а хули вы хотели, валите домой, приходите завтра. и слов типа "извините" у него в лексиконе нет, не говоря уж про деньги.
это как с МТС или Вымпелкомом. котировки бумаг, покупки зарубежных операторов, капитализация и все такое. а в службу поддержки дозваниваешься пол часа, а потом звонок сбрасывают.
но они грядут медленно
(Нейл Янг)
Во-вторых, это не имеет никакого отношения к ответственности компании за место пассажира.
Лучше не так, а так, как лучше.
заранее спасибо
Часто летающих людей чаще пересаживают в бизнес класс в таких ситуациях, именно потому что они постоянные клиенты (frequent flyers). То есть, при прочих равных, обычно выберут фриквент флайера, хотя есть и другие факторы. Вообще, есть целые онлайн форумы, посвященные науке и искусству того, как летать лучше и дешевле. Когда-то я их почитывал :)