Вагиф Абилов (object) wrote,
Вагиф Абилов
object

Category:

Ружья Гоголя

mtyukanov'а обмануть заменой слов в предыдущем посте не удалось.

Исходная цитата: Но ружья Гоголя висят в воздухе и не стреляют. Набоков, "Николай Гоголь".


У Гоголя особая манера заставлять «второстепенных» персонажей выскакивать при каждом повороте пьесы (романа или рассказа), чтобы на миг блеснуть своим жизнеподобием. Прочтя важную часть письма относительно предстоящего приезда ревизора из Петербурга городничий машинально продолжает читать дальше, и из его бормотания рождается вереница поразительных второстепенных существ, которые так и норовят пробиться в первый ряд «Сестра Анна Кириловна приехала к нам с своим мужем; Иван Кирилович очень потолстел и все играет на скрыпке…»

Прелесть в том, что эти второстепенные персонажи потом так и не появятся на сцене. Все мы давно знаем, чего стоят якобы незначащие упоминания в начале первого действия о какой-то тете или незнакомце, встреченном в поезде. Мы знаем, что «случайно» упомянутые лица – незнакомец с австралийским акцентом или дядюшка с забавной привиычкой – ни за что не были бы введены в пьесу, если бы минуту спустя не появились на сцене. Ведь «случайное упоминание» – обычный признак, масонский знак расхожей литературы, указывающий, что именно этот персонаж окажется главным действующим лицом произведения. Всем нам давно известен этот банальный прием, эта конфузливая уловка, гуляющая по первым действиям у Скриба, да и ныне по Бродвею. Знаменитый драматург как-то заявил (по-видимому, раздраженно отвечая приставале, желавшему выведать секреты его мастерства), что если в первом действии на стене висит охотничье ружье, в последнем оно непременно должно выстрелить. Но ружья Гоголя висят в воздухе и не стреляют; надо сказать, что обаяние его намеков и состоит в том, что они никак не материализуются.

Эти нестреляющие ружья/внесценические персонажи служат у Гоголя приемом создания комического: помните галерею учителей в «Ревизоре» – один корчит рожи, другой стулья ломает – этот даже в крылатое выражение вошел, вот Добчинский и Бобчинский спешат сообщить о прибытии якобы ревизора, «А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир» – обратите внимание, как новорожденный и безымянный Власович умудряется вырасти и в секунду прожить целую жизнь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments