Довольно дорогие билеты - за четверых отдали 600 крон. Уж детей могли бы бесплатно пускать или хотя бы за полцены. Антон, увы, слушал довольно рассеянно, хоть я по дороге туда рассказал наиболее мифологизированную версию создания "Реквиема". За Олей мы больше следили, водили по концертам. Антон в этом смысле пущен на самотек, и вот результат.
Програмка концерта была очень информативной, с текстами на латыни и норвежском и подробной справкой о том, что именно написано самим Моцартом и что доводилось после его смерти. Этих подробностей я не знал, в частности, что три из последних четырех частей (Sanctus, Benedictus, Agnus Dei) целиком написаны не Моцартом, а Францом Зюссмайром, к которому обратилась Констанца после смерти композитора.
Жаль, что я теперь знаю, что именно не принадлежит Моцарту. Иначе можно было бы устроить тест. Дело в том, что мне всегда казалось, что "Реквием" под конец "сдает", где-то после Лакримозы. Я всегда связывал это с тем, что "Реквием" в некотором смысле должен завершаться, так сказать, политкорректно и поэтому не может заканчиваться частями такой силы, как Confutatis. Сейчас же, прочтя о том, что Моцарт полностью завершил вокальную часть лишь двух третей произведения (до Hostias) - и то инструментовку в основном приходилось завершать другим - я говорю себе "ага, не зря мне конец не нравился". И это, конечно же, звучит слишком самонадеянно. Надо будет послушать заново, с подсказкой в руках.
Пытался в интернете найти что-нибудь о соавторах "Реквиема". Почти ничего нет. Вот интересная дискуссия на форуме НГ: http://forums.ng.ru/users/nglogin.