Вагиф Абилов (object) wrote,
Вагиф Абилов
object

Category:

Водитель для Веры

Сразу оговорюсь, что впечатления от фильма у меня смазались по техническим причинам. Нынче в московских киосках новый сервис - просмотренный фильм можно обменять с доплатой на другой. Оборотная сторона медали - это то, что покупателю может попасться фильм заезженный, который полностью посмотреть не удастся. Такой и попался мне. Несколько сбоев в середине, но выбирать не пришлось - путь из Осло до Митина неблизкий.

Я примерно представлял, что мне придется посмотреть, прочтя отзыв Носика (http://www.livejournal.com/users/dolboeb/459072.html) и реплики на него от Демьяна Кудрявцева. Честно говоря, при том, что фильм смотрится с интересом (особенно хороша операторская работа), мое впечатление ближе к мнению Кудрявцева aka damian. Я не настолько хорошо владею деталями антуража того времени, чтобы подобно Кудрявцеву, ухмыльнуться при виде трусов героини. Но я никак не могу вписать главного героя и некоторые особенности взаимоотношений персонажей в 1962 год. Ведь это всего лишь 9 лет после смерти Сталина! Не соответствующим эпохе выглядит для меня следующее:

1. Герой фильма. Парень детдомовец, шофер у генерала. Петренко играет раскрепощенного, свободного человека. Его любимый певец - Элвис Пресли, он всегда знает, как на кого взглянуть, что ответить. Его импозантность ну никак не вписывается в этот персонаж. Да, если делать по-голливудски, чтобы посмотрели миллионы, то такой там и нужен. Но не было, не было таких шоферов. Мне довелось общаться с несколькими водителями руководящих работников почти двумя десятилетиями позже, и даже тогда они были совсем другими.

2. Капитан-адьютант. Персонаж утрирован. Генерал просто беспомощен перед своим адьютантом, который во все сует нос и всем распоряжается. Это все-таки уже 1962 год. Опять же, мой опыт общения с такими людьми очень незначителен, но я знавал помощника одного партийного начальника, который при нем дорос аж до генерала (будучи по сути денщиком!) Там были гораздо более взвешенные отношения, помощник этот зависил от своего шефа куда больше, чем тот от него и потому, лавируя между своими задачами, старался куда крепче усидеть на стуле своего начальника. В конце тридцатых отношения были совершенно иными, но это мы уже попадаем в эпоху "Утомленных солнцем".

3. Расправа с генералом. Опять же, более уместно, если передвинуть стрелки часов на четверть века назад. Есть ли вообще свидетельства чего-то подобного при Хрущеве? Совершенно неубедителен приезд санэпидемслужбы. В те годы все делалось уже куда более чинно. К человеку не нужно было нагрянуть домой, равно как применять физические меры воздействия.

4. Вербовка Виктора. Адьютант обращается к нему чуть ли не в первый день службы с просьбой доносить на генерала. Насколько мне известно, все это делалось куда более чинно и без спешки. Куда торопиться? Ответ водителя - доносить будет только в устной форме - тоже не вяжется с мышлением молодого шофера. Такую предусмотрительность даже сейчас не все догадаются проявить, будучи застигнутыми врасплох.

Про другие несуразности - типа отсутствия обезболивающего для дочки генерала - уже писали. Их, наверное, больше, но я в первую очередь обратил внимание на несоответствие степени свободы персонажей тому времени. Пусть допрашивают и убивают. Все равно это фильм о свободных людях, которые эту свободу умеют выражать: намеками, ухмылками, точными репликами. Так тогда не было. С этой точки зрения разница между фильмом Чухрая и фильмами Германа огромна - у Германа воссоздание духа эпохи на совершенно ином по правдивости уровне. Впрочем, возможно, это и не входило в задачу Чухрая, а с другой своей задачей - сделать фильм, который интересно посмотреть, он, безусловно, справился.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments