1. Я пишу программы, следовательно, напрямую завишу от защиты авторских прав. Быть может, если бы в России с этим обстояло по-другому, я бы сейчас работал там, а не в Норвегии. Наглядный пример: Женя Веселов, прошедший через ту же Норвегию. Его Лексикон все ругали, но в свое время он у всех был (по его оценкам, речь шла о десятке миллионов копий). После путча они пытались раскрутить Лексикон через Микроинформ, но было уже поздно: во-первых, по-прежнему, никто не покупал, во-вторых, он уже тогда и не нужен был - его съел Word. В итоге Веселов сейчас в Редмонде.
2. Значит я борюсь с пиратством, начиная с себя? Не совсем так. Работая в России, я вообще не был обременен этими заботами - копировал все, что мимо проходило. Позиция была простая: мне не по карману было. Еще такая была формулировка: это - забота работодателя (в чем, кстати, было больше логики).
3. Сейчас у меня более сложное отношение к этому: я стараюсь покупать то, что могу себе позволить и то, чем пользуюсь ежедневно или профессионально. С профессиональным - нет проблем, мы сертифицированы Микрофтом как партнер, получаем весь их софт с лицензиями до 10 пользователей. Для музыки купил себе Cubase. Если пользуюсь чем-то, что стоит до 50 долларов, обычно тоже покупаю. Но в Москве на Горбушке купил компакты с плагинами для Cubase - здесь бы они стояли долларов по 300-500 за штуку, так что на одном горбушкинском компакте напихано программ тысяч на десять баксов. Я его купил (пока не пользовался - про запас).
4. Интересно получилось с просмотром российских телепрограмм. Вначале у меня была карточка NTV International - еще в эпоху Гусинского. Она мне обходилась баксов в 120 в год. Я к этому привык и счел, что 10 баксов в месяц - это то, что я могу себе позволить. Потом Гусинского примерно наказали, и я повернул антенну на Сириус, где появились международное ОРТ и новое НТВ. В Норвегии абонемент на них надо покупать в местном Виасате. У них драконовская политика - русское ТВ продается только вместе с пакетом их программ, которые я и так получаю через кабель. За все получается долларов 40 в месяц (плюс ежегодный взнос за поддержание карточки). Я плюнул и купил пиратскую карту. Смотрел с ней ТВ около года - замучали коды. Не только то, что их надо было вводить каждые неделю-две. Они для меня стали блядским напоминанием, что я что-то ворую. В этом было что-то не то. Посетовал об этом другу, он интересно отреагировал: "Главное, что ты осознаешь, что это неправильно. Это уже многое значит". То есть сам факт, что я пиздИл вокруг о внутренних брожениях, оказываетя, было проявлением высокой нравственности. Можно было смотреть дальше :-)
И тут появилось спецпредложение из Германии. Карточка с двухлетним абонементом на ОРТ/НТВ обходилась дешевле 200 долларов. То есть вписывалась в мои "10 баксов в месяц я могу себе позволить". Я ее купил.
При этом:
а) если бы не нужно все время было вводить коды - то есть мне никто бы не напоминал, что я - пират, я бы спокойно пользовался пиратской карточкой.
б) высвободившуюся пиратскую карту я не сжег показательно, а отправил по почте родственнику - пусть кому-то пригодится.
5. Я практически не встречался в Норвегии с фирмами, где ВСЕ программы были бы куплены. То есть все, конечно, из себя изображают, тыкают в коробку из-под Микрософт Офиса, но коробка - одна, а сотрудников - человек двадцать. С Windows XP/Office XP это проделать сложнее - там активация нужна. Теперь вокруг все говорят об open source. По-моему, многим из новоявленных сторонников open source нужно просто, чтоб пИздить было легче.
Для себя делаю вывод, что я - латентный блюститель интеллектуальных прав. Если положить передо мной нужную мне программу без всякой защиты - я ей воспользуюсь. Иначе у меня создастся ощущение, что я выбросил деньги, которые так нужны моей семье и детям (нравственный выбор, одним словом). Если же программа защищена или напоминает о том, что ее нужно купить (как те коды для НТВ/ОРТ), то я ее покупаю, если считаю, что могу себе позволить. А если не могу? Надо подумать...
Интересно, как бы я себя повел, если бы стал очень богатым? Стал бы покупать все? Так или иначе, когда у меня не было денег, мне кажется, я вел себя хуже, считая, что раз я беден, то и выбора нет. Другой интересный вопрос: если я снова сильно обеднею, вернется ли это оправдание, что мне все можно, потому что нет выбора? Надеюсь, что проверить это мне не удастся.