В связи с этим вспомнилось одно по-прежнему загадочное норвежское дело, так называемое убийство в Скойене (район Осло). В коммунальном гараже практически среди бела дня обнаружили зарезанным 43-летнего Вегарда Бьерка - инженера, семьянина и предпринимателя. Никаких мыслей о его возможных врагах ни у кого не возникало, и полиция начала рутинное исследование всех жителей многоквартирного дома, имеющих доступ к этим гаражам, и всех сколь бы то ни было существенных событий в их соседской жизни.
Вскоре всплыла интересная деталь: некоторые жильцы жаловались, что им царапали машины. Появилось и подозрение в отношении одного из жильцов, одногодка убитого, который когда-то возмущался тем, что некоторые плохо паркуют машины, так что трудно втиснуться. Его дочь говорила, что в момент совершения убийства он был дома, но полиция сомневалась в его алиби. На одном из допросов следователь внезапно спросил его: "Это вы царапали лак на машинах?" На что тот вдруг смутился и лишь промолвил: "Не в этот день". У полиции наконец возник мотив, объясняющий преступление: подозреваемый вышел в гаражи, чтобы отомстить за неряшливо паркованные машины, и там его на свою беду застал Бьерк. Застигнутый на месте преступления, в состоянии аффекта сосед зарезал свидетеля тем же самым ножом, которым царапал машины. К тому же в доме подозреваемого нашли фруктовый нож, оставляющий зазубрины, схожие со следами на теле убитого.
Подозреваемый был арестован (кстати, и сегодня, спустя 5 лет после убийства, имя его не предано огласке в прессе - нельзя), да и сейчас нет никого другого, кто бы подозревался в совершении этого преступления. Ясно, что ждало бы его, окажись он в руках российских следователей. Разве что б к Колокольцеву не возили. Впрочем, могли до него и не добраться таким сложным путем, свалив все на ранней стадии следствия на первого, кто подвернулся под руку. Для норвежского подозреваемого следствие попросило 11 лет тюрьмы. Дело заняло годы, мнения экспертов разделились в основном насчет того, найденным ли ножом было совершенно преступление. В итоге экспертизу, проведенную норвежскими специалистами, суд счел недостаточной и обратился к зарубежным. Обвинение представило заключение немецкого эксперта, утверждавшего, что это был нож убийства. Привлеченный защитой австралийский (!) эксперт с этим выводом не согласился. Два эксперта из Голландии сочли более вероятным, что убийство было совершено этим ножом. Наконец, норвежский профессор анатомии счел раны более глубокими, чем мог оставить найденный нож. Удивительная обширность географии экспертизы.
В окончательном заключении суда говорится, что более вероятно, что Бьерк был убит найденным у подозреваемого фруктовым ножом, чем каким-либо другим ножом. Вероятность этого суд счел выше 50 процентов, но недостаточно высокой для вынесения вердикта о том, что владелец этого ножа является убийцей. Впрочем, оправданный в убийстве был признан виновным в порче чужих машин, но даже не оштрафован за давностью события.
О деле по-прежнему вспоминают (желающие могут погуглить "Skøyen drapet", но информация в сети в основном на норвежском), никаких новых подозреваемых не появилось и, наверное, уже не появится (убийство было совершено в 2008 году). Но пишут о деле не столько как о "висяке" (нетипичный это "висяк" - вон единственный подозреваемый ходит по улицам), сколько о знаковом процессе, приговор по которому укрепил доверие общества к судебной системе.
Не сомневаюсь, что Зейналов даст признательные показания.